Тема 11. Гносеология – учение о познании.

Проблема познания мира.

Гносеологический оптимизм– направление в гносеологии, признающее возможность познаваемости мира.

Агностицизм– направление в гносеологии, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины, ограничивает роль науки лишь познанием явлений, представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.

Сенсуализм – направление в тории познания, согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания.

Рационализм– философское направление, признающие разум основой познания и поведения людей.

Интуитивизм– направление в гносеологии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания.

Чувственное познание.

Отражение– свойство материи, заключающиеся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса.

Ощущение – форма чувственного познания, как отражение отдельных свойств, признаков предметов и процессов.

Восприятие– форма чувственного познания, состоящая из нескольких ощущений как отражение от предметов в целостности их свойств по виду, вкуси и т.д.

Представление– форма чувственного познания в образе ранее воспринятого предмета или явления (представления памяти, воспоминания), а так же образ, созданный продуктивным воображением.

Рациональное познание.

Мышление – высшая функция человеческого мозга, состоящая в опосредованном, отвлеченном и обобщенном отражении предметов внешнего мира, их существенных сторон.

Понятие– элементарная форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Суждения – мысль, в которой что-нибудь утверждается или отрицается.

Умозаключение – форма мышления, состоящая в том, что из одного или нескольких суждений выводится новое, третье суждение.

Формы теоретического знания.

Научная проблема– сознание противоречий между старой теорией и новыми научными фактами.

Гипотеза – идея, содержащая обоснованное предположение о существовании закона, который объясняет сущность новых фактов.

Теория– логически обоснованная, проверенная на практике форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования господствующих в течении определенного исторического периода в каком-то сообществе.

Научное познание.

Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.

Синтез – соединение элементов в единое целое.

Идеализация – мыслительная конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, несуществующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в рольном мире (напр. “точка”, “абсолютно твердое тело”, “идеальный газ”).



Индукция– умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению), различают полную – когда обобщение относится к конечно обозримой области фактов, и неполную – когда оно относится к бесконечно или конечно обозримой области фактов.

Дедукция – вывод по правилам логики, цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связанны отношением логического следования. Началом (посылками) являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений (“общие”), а концом – следствие из посылок (“частное”).

Истинна и главный ее критерий – практика.

Истинна– адекватное отражение объекта познающим субъектом.

Абсолютная истинна– значение, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Относительная истинна– неполная, неокончательная, приблизительная истина.

Практика– целеполагающая деятельность людей в освоении и преобразовании действительной истины.

Тема 12. Методология – учение о методах.

Метод– система принципов, приемов, правил и требований, дл которой необходимо ориентироваться в научно исследовательской деятельности.

Диалектика– философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Метафизика – философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутреннее противоречие как источник развития.

Релятивизм– признание относительности, условности и субъективности о знаниях, отрицание абсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм не редка ведет к агностицизму.

Эклектика – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п.

Софистика– аргументация, основанная на преднамеренном искажении правил логики ради сохранения какого-либо утверждения.

Герменевтика– метод познания, основой которого является понимание, истолкование текстов.



Толкование диалектики в истории философии.

Гераклид – учение о вечном становлении и изменчивости бытия.

Сократ – искусство диалога, достижения истины путем противоборства мнений.

Платон– метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей.

Николай Кузанский, Дж. Бруно– учение о совпадении (единстве) противоположностей.

Кант – способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях.

Гегель – всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории.

Марксизм– учение и метод, выдвигаемы в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род.

Сущность и явление – философские категории выражающие: внутреннее содержание предмета в единстве всех его многообразных свойств и обнаружение предмета в той или иной внешней форме его существования.

Часть и целое - философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и закономерностей.

Причина и следствие - философские категории, отражающие всеобщую связь между предметами и явлениями в том, что любой предмет или явление из других предметов и явлений.

Необходимость и случайность - философские категории для обозначения внутренних, устойчивых, повторяющихся связей, при которых обязательно произойдет, а также внешних, неустойчивых явлений и процессов, при которых может и не произойти.

Возможность и действительность - философские категории, выражающие основные ступени развития предметов и явлений: тенденцию развития предмета и объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности.


1163596011161035.html
1163640125938086.html
    PR.RU™